Интервью с заведующим детским отделением Республиканской психиатрической больницы, эксперт по вопросам психического здоровья детей и подростков, член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РСО-АЛАНИЯ Кодзаев Э.Х.
По мнению специалистов, совершить суицид сможет далеко не каждый человек. Психиатры уже давно оперируют конкретными чертами психологического портрета современного самоубийцы и утверждают - распознать потенциального суициданта и предотвратить преступление по отношению к себе возможно. Тем не менее, количество самоубийств растет в геометрической прогрессии, особенно среди подростков. Как утверждает главный детский психиатр Минздрава республики Эрик Кодзаев, суицид существовал и в далеком прошлом, но если в дореволюционной России на сто тысяч населения приходилось всего три случая суицида, сейчас по данным ВОЗ в России на 100 тысяч жителей приходится 19,5 случаев самоубийств.
Если мы возьмем уровень самоубийств не в целом по населению, а только по детям и подросткам от 5 до 14 лет. Это 1,7 суицидов на 100 тыс. детей в год.
Можно смело заявить, что в наше время это явление носит катастрофический характер. Нужно еще учитывать и факт, что официальная статистика далеко не располагает точными цифрами, множество случаев просто не получают огласки. По данным МВД нашей республики за семь месяцев текущего года зарегистрировано восемь попыток суицида среди подростков и три факта смерти в результате самоубийства. Это тревожные цифры.
-Эрик Хазбиевич, скажите - каждый ли человек способен на самоубийство и все ли зависит от обстоятельств?
-Далеко не каждый, и если учесть, что причины, толкающие подростков на такой необратимый поступок практически одни и те же, то совершить его могут лишь личности с определенными чертами характера. Суицидент эмоционально неустойчив, внушаем, импульсивен, он взрывной, или, напротив, замкнут, чрезмерно встревожен, не уверен в себе, раним. Родители должны обязательно насторожиться, если ребенок прямо или косвенно говорит о нежелании продолжать жить. Обратить внимание на склонность к риску, раннее не свойственную, когда их чадо ищет опасные ситуации, если не сказать смертельные. Привлечь внимание должно резкое изменение поведения, например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими людьми, начал раздаривать дорогие вещи, потерял интерес к любимым занятиям.
-Насколько нам известно, все восемь случаев попыток самоубийства, о которых вы сказали, носили демонстративный характер. Так дети пытались привлечь к себе внимание. Как часто подростки прибегают к подобным кардинальным мерам?
-Тот факт, что все восемь попыток носили именно демонстративный характер, и отвечает на вопрос. На самом деле они занимают львиную долю всех случаев. Демонстративные суициды чаще совершают в тех семьях, где ребенок не получает от родителей достаточное количество эмоций. После совершения попытки самоубийства подросток получает порцию заботы и внимания, и привыкает так решать свои проблемы. Когда внимание к нему утихает, подросток просто идет по накатанному пути - повторяет суицидальную попытку. Демонстративные суицидальные попытки достаточно часто повторяются. И нередко заканчиваются трагедией.
-Что для подростка может стать причиной, возле которой он может поставить знак равенства с жизнью?
-В действительности они банальны и на взгляд взрослого человека кажутся просто неурядицами, но у подростков не сформировано представление о необратимости смерти. Неразделенная любовь, развод родителей, потеря доверительных отношений между ребенком и его родными, конфликты в школе, материально-бытовые трудности. Завышенные требования к ребенку тоже могут послужить причиной. Был случай, когда ребенок покончил с собой именно из-за того, что его воспитывали в чрезмерной строгости, требовали непременно отличных результатов в школе. В школе был тоже чрезмерный контроль. Получив очередную порцию недовольства со стороны бабушки, он написал записку, что больше так не может, и выбросился с балкона.
-Случаи, когда подростки, имея под рукой гаджеты, фиксируют чье-то самоубийство или насилие, далеко не редкость. Возьмем хотя бы шокирующее видео, снятое во Владикавказе, когда подросток сбросился с пустующей многоэтажки на набережной Терека. Ролик набрал пугающее количество просмотров. На Ваш взгляд - почему так происходит?
-К сожалению, это характерно для современного мышления людей, их психологии, когда желание показать, выложить в сеть необычные кадры, преобладает над здоровым желанием просто помочь. Такое явление у специалистов получило название соофилия. И здесь, мне кажется, малыми мерами проблему не решить. Нужно создавать национальную программу, которая будет формировать в детях от 2 до 5 лет, когда идет закладка фундамента личности, духовность, морально-этические качества, патриотизм, национальное самосознание. Другими словами формировать правильные ценности.
-Зависимость подростков от Интернета и современной техники вызывает озабоченность у многих родителей, как распознать приметы, когда пора бить тревогу?
-В Унале подросток покончил с собой после того, как родители отключили Интернет. Дети и подростки очень подвержены влиянию на их психику современной техники. Научные данные говорят о том, что непрерывное просиживание за компьютером около восьми часов кардинально меняет психику человека, стирает грань между реальностью и виртуальностью. Если родители не могут оттащить ребенка от компьютера, это прямой повод обратиться к специалистам - речь идет о конкретной Интернет-зависимости и неадекватном поведении. В таких случаях необходимо принимать меры, потому что ни к чему хорошему попустительство не приведет.
-Куда могут обратиться подростки, которым кажется, что жизнь не имеет смысла, если они не хотят говорить родителям о своих проблемах?
-В республике есть несколько учреждений, которые могут оказать реальную и оперативную помощь тем, кто оказался в беде. Это Центр диагностики и консультирования "Доверие" - образовательное учреждение для детей, нуждающихся в пси-холого-педагогической и медико-социальной помощи. Телефоны: 52-56-70, 52-9871. А также работает центр Медико-Социально-Психологической Помощи телефон бесплатной круглосуточной помощи: 53-63-1, 52-60-38.
-По существующему на сегодняшний день законодательству, психиатры могут оказывать профессиональную помощь только на добровольной основе. Это проблема?
-Безусловно. Если речь идет о детях и подростках, то по закону, до 15 лет они могут быть освидетельствованы только с письменного согласия родителей или других официальных представителей детей. С 15 лет подростки могут самостоятельно принимать решения. Есть прописанные механизмы, когда другие социальные службы могут подключать психиатров для работы, например, школы или другие социальные и правовые учреждения и ведомства. И такие примеры взаимодействия у нас в республике есть. Правда их не много. Некоторые школы обеспечивают письменное согласие родителей на осмотр детей психиатрами. Мы выезжали, например, недавно, в город Дигору, где проводили осмотр школьников СОШ №2. На мой взгляд, такая практика необходима. Во-первых, многие психические заболевания проявляются именно в подростковом возрасте и специалисты, имея возможность диагностики, могли бы оказать помощь на ранних стадиях. Во-вторых, также важна профилактика антисоциального поведения, скажем, тех же суицидов.
В свое время я писал обращение в федеральную думу о необходимости вернуть принудительные осмотры психиатров, как это было в советское время. Но инициативу не поддержали.
А проблема ведь намного серьезнее, чем кажется - даже после суицидальной попытки далеко не все родители обращаются к специалистам, поскольку боятся огласки. Думая, что могут справиться с ситуацией. Если бы работал механизм обязательного лечения, то многих трагических смертей удалось бы избежать.
-Наиболее уязвимые в плане отсутствия квалифицированной медицинской помощи - районы республики, чем им помогаете?
-К сожалению, в районах служба детской психиатрии практически не представлена. Хотя самоубийства часто совершаются именно жителями отдаленных населенных пунктов. В прошлом году три завершенных суицида произошло в селении Унал. Покончили с жизнью два несовершеннолетних и один взрослый: причина - социальная неустроенность. Причем это касается не только Северной Осетии, но и всей России.
Служба Психиатрии республики проводит активную профилактическую работу - мы проводим лекции в детских поликлиниках, с родителями. По инициативе главного врача Республиканской психиатрической больницы Игоря Мар-заева работает программа "Стационар в автобусе", которая уже продолжительное время действует на территории республики. Бригада, включающая детского психиатра, психолога, педагога нашей службы, логопеда, выезжает в районы, где проводятся осмотры пациентов, а также встречи с педиатрами, неврологами, школьными врачами по вопросам профилактики детских-подростковых суицидов. Аналогичное сотрудничество налажено и с инспекторами по делам несовершеннолетних МВД. Я, кстати, являюсь экспертом по вопросам детстко-психического здоровья в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РСО-А, где так же налажена межведомственная работа включая и профилактику суицидов. В заключение могу сказать, что все же лучшая профилактика подростковых самоубийств - внимание, сочувствие, любовь, снижение уровня притязаний и, конечно, своевременная помощь специалистов.
Милена САБАНОВА